Психология и религия о смысле жизни
Вопрос, в чем состоит смысл жизни, не входит в компетенцию психологии и рещается обычно на философском или религиозном уровне. Однако, в сферу интересов психологии входит вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. Смысл жизни – это психологическая реальность независимо от того, в чем конкретно видит человек этот смысл.
Психологическим фактом сегодняшнего дня стало распространение чувства смыслоутраты, бессмысленности жизни, прямым следствием которого является рост самоубийств, наркомании, насилия и психических заболеваний, в том числе специфических неврозов смыслоутраты. Не является ли это следствием непризнания духовной размерности человеческого существования? Научное мышление в официальной психиатрии и психологии 20 века, основанное на материалистическом мировоззрении, не способствовало адекватному исследованию смысловой психологической реальности. Были забыты или игнорировались многие важные психические функции и явления: интуиция, творчество, воля и самое сердце психики человека — его Я. В середине ХХ века эти ограничения были осознаны рядом исследователей. На важную роль нравственного начала и религиозных стремлений человека указали Г. Олпорт, В. Франкл, Э. Фромм, К.Г. Юнг, А. Маслоу, Р. Мей, К. Роджерс и другие психологи гуманистического направления.
Психологи – гуманисты о смысле жизни
Виктор Франкл — автор концепции, согласно которой стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни является врожденной мотивационной тенденцией человека, заметил, что пациенты часто приходят к врачу с философскими проблемами, тем самым, вынуждая медицину, особенно психиатрию, решать задачи в новой области. Альфред Адлер признает, что никто не может похвастаться обладанием истинным, абсолютным смыслом жизни: смыслов столько же, сколько людей, и ни один смысл жизни, сколько-нибудь выполняющий свою интегрирующую функцию, не может быть назван ложным. Вместе с тем, он выделяет психологический критерий «истинности» смысла: «Признак всех истинных «смыслов жизни» — это то, что они являются общими, т.е. такими смыслами, которые другие могут разделять и принимать для себя». В то время как отклоняющиеся личности (психотики, преступники, наркоманы и т.п.) обладают лишь приватным смыслом жизни, который замыкается на них самих. Смысл возможен лишь в коммуникации, единственный смысл наших целей и действий – смысл для других. Адлер вкладывает в смысл жизни этическое содержание — это творческий вклад, служение общему делу.
Карл Роджерс определяет цель жизни человека словами С. Кьеркегора — «Быть тем «Я», которым ты действительно являешься», т.е.
- преодолеть страх предстать перед другими тем, кто ты есть, без масок и фасадов;
- уйти от подчиняющего образа кем ты «должен быть»;
- уйти от соответствия чужим ожиданиям, чрезмерной конформности и угождения другим к управлению своей жизнью и поведением;
- двигаться к тому, чтобы сделать свое бытие процессом зарождающихся возможностей, текучестью, изменчивостью, а не застывшей целью;
- ценить себя как «текущий процесс», учиться слышать себя и доверять себе;
- стать всей сложностью своего изменяющегося «Я» в каждый значимый момент;
- быть открытым ко всем переживаниям и всему внутреннему и внешнему опыту (переживание – это друг, а не страшный враг);
- быть открытым для других и принимать других людей вместе с их опытом.
По определению Ролло Мея, слагаемые личности – свобода, индивидуальность, социальная интегрированность и глубина религиозности. Отыскать самого себя можно, только соединив сознательное «Я» с различными уровнями подсознания, которые включают опыт детства, коллективное сознание и, наконец, тот источник его разума, что входит неотъемлемой частью в строение вселенной. Р. Мей утверждает: «Тот, кто отрицает наличие смысла во вселенной – восстает против самых сокровенных глубин собственного разума». Поэтому, с точки зрения Р. Мея, первая задача психолога – помочь человеку отыскать индивидуальный смысл – обрести свое истинное «Я» и найти в себе мужество стать этим «Я».
Представления о смысле жизни в христианстве, исламе, индуизме, буддизме
Основная функция религии состоит в том, чтобы придавать смысл и значение, а значит и устойчивость человеческому бытию, помочь ему преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Чтобы наполнить смыслом земную жизнь человека, истинная цель жизни христианской, писал Серафим Саровский, должна состоять в «стяжании Духа Святого». «Царство Божие» понимается как особое внутреннее состояние преображенного человека, оно достигается индивидуальными усилиями личности. Следуя морально-нравственным принципам, можно прийти к истинной цели человеческого бытия. Ответы на загадки бытия, которые дает христианство: смысл жизни в пожизненном все более глубоком постижении божьего замысла и в направлении своей воли на то, чтобы полностью она совпала с волей Бога — Отца, как это сделал Христос; любовь к Богу, как источнику жизни и осуществление этой любви — в служении человечеству.
Другая мировая религия – ислам, признавая человека природным существом, одновременно объявляет его непосредственным символом духовного мира в природе, находящимся в прямом контакте с этим миром. Целью и смыслом его существования является вера, помноженная на знание. Здоровье души или богобоязненность – есть условие выполнения миссии человека на Земле. Цель его появления в этом мире – получить тотальное знание о вещах, стать универсальным человеком, зеркалом, отражающим все божественные имена и качества. Смысл жизни в том, чтобы, веруя и покоряясь воле Аллаха, жить согласно врожденному строю сотрудничества, альтруизма, справедливости. Таким образом, утверждается принцип верховенства законов морали и разума над физическими закономерностями.
Согласно верованиям индусов (в индуизме), человек – это душа, у которой есть тело, тогда как человек Запада думает, что он – это тело, у которого есть душа. Поскольку субъективное «Я» человека вечно и неизменно, то необходимо стремиться к познанию этого «внутреннего Я» и тогда можно достигнуть высшей жизненной цели – осознания своего единства, слитности с божеством и слияния с бессмертным Брахманом (высшее духовное бытие, погруженное в вечность), что делает человека божественным и приводит к «освобождению». Философские взгляды буддизма отличаются тем, что отрицают Бога – творца. Есть только вечная природа, находящаяся в непрерывном самодвижении и изменении, и человек – ее высшее духовное проявление. Личность понимается как сумма дхарм, находящихся в постоянном потоке перевоплощения. Личностным смыслом жизни должно стать индивидуальное избавление при жизни от источников страдания (желаний) через нравственное усовершенствование, преодоление привязанности к своей личности, прорыв пути бесконечных перерождений, достижение просветления и нирваны (воплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов). Описанный процесс на языке психологии можно представить как избавление личности от Эго, с его ограничениями и стереотипами и единение с Духом. Имеет ли этот индивидуальный процесс значение для других? Кто пришел к пониманию своего истинного «Я», тот имеет в себе истину и излучает ее всюду. Иисус говорил об этом: «Спасись сам – вокруг тебя спасутся тысячи».
В современной литературе, описывающей энерго-информационные процессы, подчеркивается, что практически во всех религиях содержится мысль о том, что в человеке помимо его субстратного тела есть еще и высшая субстанциональная составляющая, которая определяет и оправдывает и рождение и смерть человека. Утверждение, что видимый мир является только частью (причем незначительной) мира реального является общим положением эзотерических учений. Смысл жизни в физическом теле — стремление к идеалу, самосовершенствование в целях своей духовной эволюции, позволяющей жить в гармонии с Вселенной. Смысл жизни здесь — не полнота временного физического существования, но полнота бытия как земного, так и небесного в каждый момент беспредельного и вечного существования.
Таким образом, большинство современных религий существует не только как мистико-мировоззренческие системы, но и как определенные моральные установления, призванные регулировать взаимоотношения между людьми в семье и в обществе. Религия, помещая все ответы и основания человеческого бытия в трансцендентную область, имеет при этом выраженную этическую и социальную направленность, поскольку речь идет не только о спасении отдельной души, но и о социальной экологии человеческой жизни. Выбор человеком религиозного мировоззрения обеспечивает его защиту от чувства одиночества, дает опору в виде конкретных рекомендаций о том, как должно вести себя в различных сложных ситуациях, дает надежду прожить жизнь осмысленно.
Необходимо заметить, что если интегрально, а не ортодоксально рассматривать философские системы Востока и Запада, поднимаясь над их различиями, можно увидеть их единый эзотерический корень: познание себя, своей духовной сущности и самосовершенствование – как главная цель земной жизни человека являются объединяющей основой всех религиозных мировоззрений.
Глубокий исследователь и знаток отечественной философии Н.А.Бердяев говорит, что не только человек нуждается в Боге, но и Бог в человеке. Дух человека наделен творческим началом, поэтому цель человека — творчество, то есть свобода, преобладание над бытием. Смысл не может быть почерпнут из самого процесса жизни, из качественного его максимума, он должен возвышаться над жизнью.
Отмечая безусловную терапевтичность религиозной позиции у человека, мы можем согласиться с Вл.С. Соловьевым, что богословские системы, по совершенству своей логической системы и существенному содержанию являющиеся духовным памятником, находятся ближе всего к истине.
Синтез научного и религиозного мировоззрения для понимания смысла жизни
Анализ современной социальной ситуации приводит к осознанию, что общепринятое отсутствие веры не является таким прогрессивным явлением, каким оно было еще недавно, когда борьба против иррациональной веры и утверждение атеизма являлись выражением веры в разум человека. Сегодня отсутствие веры является выражением глубокого смятения и отчаяния. За фасадом мнимой рациональной уверенности существует глубокая неуверенность, заставляющая людей с готовностью принимать любую навязанную им философию или идти на компромисс с ней. Вера, как главная установка личности, способна обеспечить устойчивость личности. Без Веры в правильность норм нашей жизни человек становится бесплодным и беспомощным. Религиозная этика (в широком ее понимании) придает больший вес обязательствам человека перед самим собой, подчеркивая его обязанность восстановить полноту собственной сущности, реализовать собственную личность в ее первозданной целостности, сделать выбор в пользу добра или зла, эволюции или регресса, признания Истоком Жизни духовного (вечного) начала или же материального (сиюминутного и преходящего).
Необходимо признать, что огромная потенциальная духовная сила конфессиональных религий не используется сегодня в должной мере, в то время как раскол между философией, наукой и конфессиональной религиозностью поддерживает раскол и малодейственность современной культуры и, следовательно, затрудняет нахождение мировоззренческих оснований смысла жизни. П.Т. де Шарден считал, что конфликт между наукой и религией должен разрешиться «не путем устранения, не путем сохранения двойственности, а путем синтеза. После почти двухвековой страстной борьбы …становится очевидным, что они не могут развиваться нормально одна без другой по той простой причине, что обе одушевлены одной и той же жизнью». Эти совершенно различные формы знания, абсолютно не сводимые один к другому, могут описывать разные аспекты одной и той же реальности, позволить увидеть ее как бы с разных сторон. Решение проблемы взаимоотношений научного и религиозного мировоззрения для понимания смысла жизни имеет глобальное значение. Оно может быть достигнуто через возврат к мировоззрению, основанному на понимании внутреннего единства, внутренней связанности всего сущего.
Порошина Татьяна Юрьевна,
психолог, коуч, к.филос.н.