Патронажные семьи: иллюзии и реальность

Сиротство во все времена было одной из значимых проблем человеческого общества. Это вполне объяснимо. Ведь человеческий ребенок, в отличие от детеныша животного, абсолютно не приспособлен к самостоятельному выживанию. Он полностью зависит от взрослого в первые годы своей жизни. Взрослый просто необходим для удовлетворения естественных физических потребностей малыша в пище и безопасности. Известно, что большая часть мозга родившегося человека пустует, в нем нет ни одной записи относительно сложившихся форм поведения. В течение жизни мозг заполняется, и этот процесс также зависит от взрослого, который знакомит малыша с окружающими его предметами и формами взаимодействия с ними, с правилами поведения и общения между людьми. Именно в этом взаимодействии ребенка и взрослого «человеческий детеныш» становится человеком.

Воспитание приемных детей существовало  испокон веков. Сначала их брали в дом, просто следуя природному инстинкту, потом для чего — то, например, для помощи по хозяйству. В советском союзе подобная традиция была прервана идеями общественного воспитания – коммуна и детский дом стали единственным местом, где ребенок оставшийся без родителей мог продолжать жить.

В психологии известен любопытный факт. После второй мировой войны детские дома были переполнены осиротевшими детьми, за которыми был организован уход. Детей кормили и содержали в чистоте. Но воспитанники приютов погибали. Причина была не ясна. Позже психологами было найдено объяснение этому. Дело в том, что ребенку было необходимо ощущение, что его  любят. Он нуждался в ласковом внимании, а на это у обслуживающего персонала просто не хватало времени.

Количество  детей-сирот продолжало расти  и в мирное время. Государство стало искать другие способы их устройства. Самые известные из них – усыновление (удочерение), опека и попечительство.

В последнее время появилось понятие патронажная семья. Главное отличие подобной формы в том, что патронажные родители заключают с детским учреждением договор и получают статус воспитателей – им выплачивается зарплата, а их подопечному государство выделяет средства на учебные принадлежности, медикаменты, одежду и обувь. Материальная поддержка патронажных семей гораздо дешевле строительства и содержания детских домов, но самое главное  — подобная практика призвана обеспечить ребенку то, без чего он не вырастет нормальным человеком – семейное тепло и ласку.

Обязательным для будущей семьи ребенка является наличие приемлемых жилищных условий, отсутствие серьезных проблем со здоровьем и положительные отзывы с места работы.

На практике же этих факторов совсем не достаточно. От взрослого требуется не просто большое, а огромное количество терпения и любви. Это связано с психологическими особенностями детей, воспитывающихся без родителей.

Часто самые подготовленные родители живут иллюзиями, что из ребенка можно сделать абсолютно все. Он податлив и послушен как кусок пластилина. Где поставишь – там и возьмешь, что скажешь – то сделает. Но это не так. Если вы пообщаетесь с ребенком из детского дома и сравните его с ребенком, воспитывающимся в семье, то подобное сравнение будет не в пользу первого. Детдомовские дети на несколько лет отстают в развитии. Почти половина из них начинают ходить и говорить гораздо позже даже при отсутствии органических нарушений. Причина чисто психологическая —  отсутствие материнской любви, которая необходима для нормального эмоционального и личностного развития.

Ребенок, воспитывающийся в семье, ни на минуту не остается спокойным – крутится, исследует окружающее пространство, ему интересно все – звуки, предметы, движения. Позже появляется интерес к игре. Взаимодействие мамы и ребенка требует все больше совместных действий – купание, переодевание, кормление, общими становятся даже  переживания и темп действий. Малыш рано начинает выделять маму от остальных взрослых, находящихся рядом.

В детских учреждениях нехватка времени не позволяет няням и сестрам проявлять индивидуальные привязанности. Все формы взаимодействия сведены до механически отточенных движений. Режим дня подчинен строгому распорядку и исключает личностные привязанности. Поэтому младенцы в детских учреждениях пассивны, они не проявляют инициативы и полностью подчиняются «взрослым рукам». Не умеют смотреть «глаза в глаза», поскольку подобного опыта нет в их маленькой жизни. Их реакции скупы. У них нет возможности принятия собственных решений, ребенок воспринимает себя вещью. Ощущение собственной беспомощности и бессилия приводит к неуверенности и низкой самооценке. Дети не умеют идти на контакт, формулировать свои мысли, не могут отвечать любовью на любовь из-за отсутствия подобного опыта. Формируется потребительское отношение к окружающим, стремление ждать и даже требовать решения своих проблем извне.

Выходя в самостоятельную жизнь, воспитанники детских домов легко подчиняются и приспосабливаются к установленным порядкам, но не умеют принимать самостоятельных решений и брать на себя ответственность. Безволие, инфантильность, иждивенчество, беспомощность – их отличительные черты. Печально, но именно они чаще всего становятся жертвами насилия и эксплуатации, потому что совсем не умеют разбираться в людях.

Итак, представьте себе, что вас переместили в незнакомое место, причем это произошло неожиданно и быстро. Вероятнее всего вы испытали бы шок или растерянность. И что теперь? Как себя вести? Что будет дальше? Это и тревога, и страх, и чувство неуверенности в безопасности. Длительность этого периода, называемого адаптацией, зависит от особенностей нервной системы человека. Кто-то постарается укрыться и понаблюдать, а кто-то, наоборот, проявляет неупорядоченную активность. Адаптация в новой семье  непростой процесс и для ребенка, попавшего в незнакомую обстановку,  и для взрослых, для которых меняется  привычный образ жизни. Привыкание проходит по-разному, и сильно зависит от возраста ребенка (чем он старше, тем сложнее может протекать адаптация), а также от его характера.

Как же сделать, чтобы ребенок, придя в ваш дом, захотел там остаться. Прежде всего, нужно сделать так, чтобы его ничего не испугало и не вызвало неприятных эмоций. Это может быть незнакомый запах в квартире, домашнее животное, которое ребенок никогда не видел. Все это вам  может казаться простым и привычным, а для ребенка полным опасности и неожиданностей. Испуг могут вызвать даже лифт или автомобиль, которые в обычной детдомовской жизни не встречаются. Обычно малыш сначала отдает предпочтение кому-то одному, взрослым этот выбор бывает сложно понять. Иногда малыши выбирают взрослого по схожести с людьми из их «прошлой жизни», например, улыбка, глаза или одежда напоминают нянечку из детского дома. А может предпочтение будет отдано мужчине, потому что они почти не встречаются в детских учреждениях, и таким образом малыш восполняет образовавшийся дефицит.

Постарайтесь, как можно больше узнать о том, как кормили ребенка, где и как он спал в предыдущем месте. Нужно максимально точно воспроизвести эти условия, поскольку это поможет ребенку легче адаптироваться.

Несмотря на различия, в поведении детей психологи выделяют три стадии адаптации, обязательные для всех. Первую из них  называют «знакомство». Родителям очень хочется обогреть ребенка, дать ему то, чего он был лишен все это время  — заботу, тепло, ласку. Малыш испытывает удовольствие от нового положения,  старается угодить взрослому, выполняет все, что ему говорят. Часто начинает называть приемных родителей мамой и папой. Это не означает, что ребенок полюбил, скорее  это просто сильное желание полюбить. Ребенок испытывает радость и тревогу одновременно, находясь в  лихорадочно-возбужденном состоянии. Он не может на чем-то сосредоточиться, часто путает имена и названия, не в силах запомнить элементарных вещей. Мозг перевозбужден. Ребенку нужно лишний раз убедиться, что все происходящее не сон. Это действительно  его новые родители – он задает много вопросов, ответы на которые часто не в силах воспринять. Ему важен сейчас сам факт общения. Довольно часто именно в этот период ребенок неожиданно вспоминает эпизоды из своего прошлого, охотно делится своими воспоминаниями. Хотя на вопросы о своей прежней жизни отвечает редко.

Вторая стадия носит название «регрессия». Ощущение новизны прошло. Установился определенный порядок. Ребенок старается понять, что нравится, и что не нравится его родителям. Пытается привлечь внимание к себе известными ему способами. Часто родители принимают  в штыки старые привычки. Начинается болезненная ломка  стереотипов поведения. Психологи отмечают, что именно на этой стадии проявляются такие симптомы как припадки злобы, тревоги, признаки депрессии, могут возвратиться энурез или вредные привычки. Иногда ребенок регрессирует в поведении на более ранние стадии своего развития, становится капризным, отказывается от всего нового, предпочитает играть с младшими по возрасту детьми.

И если взрослый идеализировал ситуацию, не имеет необходимых знаний об особенностях возраста, он разочаровывается в ребенке и собственных возможностях. Воспитание начинает рассматриваться как процесс избавления от недостатков. В этом случае может исчезнуть самое главное – радость общения и естественность отношений. Неподготовленные родители могут испытать испуг. Ощущение что ситуация выходит из-под контроля. Оправдывая себя,  начинают искать в ребенке недостатки, вызванные «ущербной» наследственностью. Необходимо четко понимать, что происходящее – временно, скорее всего,  ребенок испытывает страх, что его отдадут обратно. Именно он заставляет ребенка устраивать вам «проверки» на искренность чувств. Понимание, выдержка, терпение – это то, что позволит пережить этот сложный период. Об успешном преодолении сложностей этого периода вы сможете узнать по изменению внешнего вида ребенка. Взгляд его становится более осмысленным, чаще появляется смех. Отмечается также, что волосы ребенка из тусклых становятся блестящими, исчезают аллергические реакции, прекращается энурез.

Третья стадия – «привыкание». Исчезает напряжение. Дети начинают вести себя естественно, принимают участие во всех семейных делах. Без труда выполняют правила и  реагируют на все просьбы родителей. Выбирают компании детей, близких  по возрасту. Если ребенок в семье чувствует себя комфортно, то у него возникает привязанность к родителям и ответные чувства. На этой стадии приемные дети уже ничем не отличаются от ребенка, рожденного в семье. Если же путь к детскому сердцу так и не был найден, прежние недостатки усугубляются — агрессивность, расторможенность, замкнутость, вредные привычки – для ребенка это способ защиты от неблагоприятных воздействий.

Какие же методы воздействия лучше применять? В педагогике до недавнего времени рекомендовался метод убеждения, воспитания словом. Причем взрослый часто так увлекался подобным занятием, что не замечал детских реакций на свои наставления. А между тем, психологи выделяют три вида поведенческих реакций ребенка, отвергающего «воспитательную речь». Если ребенок смотрит поверх головы взрослого, то он занят своими мыслями; если смотрит вниз – не только не воспринимает сказанного, но и яростно отвергает, спорит; если смотрит в глаза и даже кивает, как бы соглашаясь, то просто обманывает, давая поведенческие реакции будущего подхалима. Значит ли сказанное, что говорить с ребенком не стоит? Конечно, нет, просто задача взрослого – говорить с ребенком в нужной форме. Для дошкольника это рассказ с яркими примерами, для подростка – беседа, предполагающая форму вопросов и ответов, для юношей – дискуссия. То есть, говорить с ребенком нужно пока он слушает вас «открыв рот», с подростком – пока он спрашивает, с юношей или девушкой – пока они спорят. Только так можно избежать известной ошибки, когда возникает ощущение, что ваши слова «отскакивают как об стенку горох».

Другой метод – пример. У ребенка от природы заложена склонность к подражанию. Понаблюдайте за играми детей. Ведь даже игра в «дочки-матери» является копией ваших семейных отношений. Зная склонность детей к подражанию, родители часто прибегают к методу положительного примера, иногда допуская при этом ошибки. Во- первых, часто выбирают в качестве примера человека, который совсем не привлекает ребенка. Во-вторых, слишком часто упоминая имя другого ребенка, вы можете просто вызвать чувство ревности или даже ненависти к нему.  И, главное, никто не может стать копией другого человека, хотя бы потому, что каждый индивидуален по определению. Можно повторять только действия или поступки, а , значит, именно их , а не самого человека, следует предлагать в качестве образца для подражания.

Все наши поступки и поведение являются реакцией на внешние причины. Причем иногда мы реагируем подумав, а иногда спонтанно, когда ситуация нам знакома, а способы реакции на нее известны. То есть мы используем привычные способы реакций. Попадая в семью, ребенок уже имеет свои привычки. Поэтому приемным родителям требуется не только прививать новые, но и отучать от старых, что значительно труднее. Формировать можно не более двух привычек одновременно. Поэтому нужно определить, что именно является более важным в данный период. Естественно, на некоторые вещи приходится закрывать глаза. Очень важно разъяснить ребенку необходимость и важность новой привычки – например, содержать свои вещи в порядке, мыть руки и так далее. По началу потребуется тщательный контроль, затем он станет эпизодическим, и лишь потом сформируется самоконтроль. Причем, сначала необходимо добиваться точности выполнения действий, и только потом быстроты. Важно помнить, что любой, даже самый маленький успех должен быть замечен, ребенка нужно как можно больше хвалить за достигнутое.

Поощрение и наказание – еще один действенный метод воспитания. Психологический механизм довольно прост: поощрение вызывает положительные эмоции и поэтому действия, за которыми оно последовало, закрепляются в поведении. Наказание влечет неприятные эмоции, испытывать которые ребенку больше не хочется. И он старается больше не делать то, за что он был наказан. Действия этих мер также подчиняется определенным психологическим законам. Например, увеличение размера поощрения и наказания не усиливает их воздействия. Если слишком сильно и часто наказывать, то «порог чувствительности» снижается. И возникает знакомое всем состояние «семь бед – один ответ». Никогда нельзя наказывать по подозрению, как бы вы не были уверенны в своей проницательности, всегда есть риск наказать невиновного. А ребенок этого может так и не простить. Поначалу следует наказывать ребенка, не привлекая всеобщего внимания, наедине. Необходимо учесть,

особенно если ребенок приемный,  мотив поступка. Часто дети просто неумело пытаются привлечь к себе внимание. Поэтому в подобной ситуации дайте почувствовать ребенку его  отсутствие . Оставайтесь молчаливыми, избегайте контакта глазами. Ребенок должен понять, что для того чтобы получить ваше внимание подобный способ не работает.

Особого разговора требует вопрос о физических наказаниях. Как бы не критиковался этот метод воспитания, не секрет, что многие семьи продолжают его использовать. Этими методами взрослый лишь показывает ребенку, что он сильнее. Пока. Ведь подросток уже способен дать сдачи. А значит, используя этот запрещенный прием, взрослый просто «расписывается» в своем бессилии.

Кроме перечисленных ошибок в воспитании, выделяются еще две очень распространенные ошибки. Первая – расхождение в требованиях взрослых. Когда мама разрешает то, что не разрешает отец. Бабушка считает, что можно все, а дедушка, что ничего нельзя – ребенок теряет ориентацию. В результате чувствует, что «когда ничего нельзя — все можно». Очень важно, чтобы ребенок знал, что именно нельзя и почему.

Формированию полноценной самостоятельной личности мешают авторитарность и диктат родителей, а также избалованность и поблажки. В первом случае, ребенок вырастает крайне не самостоятельным и не собранным. А во втором непомерно возрастают потребности личности, по образному выражению П.Ф. Лесгафта : «Сначала конфеты, потом конфеты с ромом, потом чистый ром». Правда, приемные родители чаще склонны к диктату, чем к заласканности.

Встречается  и взгляд на воспитание как на исправление недостатков, что, конечно, актуально для  приемных родителей, но не стоит забывать и о необходимости формирования желаемых качеств.

И, конечно, необходимо затронуть вопрос, который является болезненным для всех «новых» родителей – вопрос об отношениях с биологическими родителями ребенка. Стоит ли рассказывать о них ребенку? Говорить ли ребенку всю правду о его родителях?

Россияне чаще всего умалчивают существование «настоящих» родителей, или придумывают красивую историю о них. Специалисты же советуют: не следует утаивать от детей правду, а тем более вводить их в заблуждение. Таким образом, поговорить об этом нужно. Но вот как правильно  выбрать для этого время? Существуют разные взгляды на этот счет. Если начать разговор с ребенком, когда он еще мал, то можно избежать риска, что он впервые услышит о своем происхождении от кого-то чужого в недоброжелательной обстановке. Но не все специалисты согласны с этим. Например, психиатр  Герберд Видер, считает, что раннее открытие тайны усыновления нарушает психологическое развитие ребенка.

Ребенок не сможет правильно понять, что такое усыновление, пока не узнает что такое зачатие и рождение. А это может произойти не раньше чем в 5-6 лет. Естественно, чем меньше ребенок, тем короче нужно изложить суть дела. Разговор об усыновлении приемные родители должны начать с того, где жил ребенок раньше. К биологическим родителям ребенок должен относится как к реальным людям, у которых есть имя,  которые продолжают где-то жить. Нужно заранее продумать, как зародить в ребенке сочувствие к биологическим родителям, убедить ребенка в том, что были не в состоянии заботиться о ребенке вообще, а не потому, что с ним что-то не в порядке. Важно, чтобы ребенок знал, что есть тысячи детей, которые были усыновлены, что у него есть биологические родители, но ответственность за него несут именно его  усыновители, и так будет всегда. Необходимо сказать ребенку, что мы планируем быть его родителями до самого конца, что бы ни случилось.

Психологи убеждены, если ребенок чувствует, что между  его настоящими и бывшими родителями есть согласие, то ему спокойно и комфортно. Особенно это относится к детям, сохранившим положительные воспоминания о своей прежней семье. Не в коем случае нельзя высказываться о прежней семье ребенка пренебрежительно. Потому что в этом случае в сознании ребенка может возникнуть мысль «если мои родители плохие, значит, плохой и я».

Итак, в семью вошел новый ребенок. Нужно понимать, что и взрослый не просто исправная или неисправная машинка для воспитания. Каждый из нас чувствует и переживает. Страдает и сомневается, радуется и испытывает минуты счастья. Вхождение в семью ребенка – испытание на терпение и любовь для всех. Ведь у родителей не бывает каникул и отпусков. Значительно увеличивается объем домашней работы, возникают непредвиденные ситуации, вынуждающие менять привычный уклад жизни. Многие мамы расстроены тем, что новый ребенок отличается от их родных детей, и требует совсем других мер воздействия. Не редко появление нового ребенка негативно сказывается на взаимоотношениях между членами семьи. Например, папа не может принять вредных привычек ребенка, и отказывается от общения с ним. Или ребенок отдает предпочтение одному из членов семьи, игнорируя остальных. Могут возникать чувства ревности и соперничества между детьми. Именно в этот период важна помощь специалиста, ободрение и поддержка со стороны родственников, учителей и воспитателей. Именно они должны отметить изменения в ребенке в лучшую сторону. В любом случае, только ваши  терпение и любовь помогут малышу вырасти жизнерадостным и счастливым.

 

Литература

Опубликовано в журнале Башкортостан КЫЗЫ, 2007,№10

 

Гаранькова И.Ю.,
психотравматолог, супервизор, экзистенциально-гуманистический психотерапевт, действительный член ОППЛ