НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КОЛЛЕДЖА С ПРОБЛЕМОЙ ДЕПРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

Человеку свойственно временами ощущать грусть. Люди испытывают потрясения при разводе, потере любимого человека, других серьезных утратах. Можно сказать даже, что печаль есть нормальная и неизбежная составляющая жизни любого человека. Но когда тоска на протяжении длительного срока не сменяется просветлением или радостью, она становится уже депрессией — а это состояние сегодня принято называть одной из ведущих психологических проблем современности, относя ее к разряду «болезней цивилизации» [2, с. 77].
Депрессия – психическое заболевание, характеризующееся расстройством настроения. При депрессивном синдроме заторможена психическая деятельность, нарушена аффективная сфера. Крайним выражением заторможенности является депрессивный ступор (полное отсутствие движения и речи) [5, с. 354].
К сожалению, большая часть людей, страдающих депрессией, не понимают о том, что они больны и, следовательно, не считают необходимым обращаться за медицинской помощью при депрессии и мучаются вопросом: как избавиться от депрессии?
Результативная помощь при депрессии остается актуальной задачей не только врачей психиатров, но и психотерапевтов. Для успешного лечения депрессии необходимо, чтобы оно включало в себя биологическую терапию (медикаментозное лечение), психотерапию (здесь работает психолог, психотерапевт) и систему социальных мероприятий (создание благоприятных условий дома, в семье, на работе), направленных на улучшение статуса больного.
По опыту своей работы в колледже можно сказать, что весной и осенью количество индивидуальных консультаций, связанных с данным состоянием, увеличивается. В 2007-2008 учебном году психологом было проведено 31 консультация, в 2008-2009 учебном году – 64 консультаций по проблемам, связанным с психосоматическим состоянием: соматическим здоровьем и его нарушением; психическим здоровьем, его нарушением; «нервным срывом», депрессией, переживанием текущего психотравмирующего события, страхами, фобиями и т.д.
Как депрессия проявляется в подростковом возрасте? Подростковая депрессия, по мнению специалистов, бывает двух видов: 1) безразличие и чувство пустоты; ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым он себя еще не чувствует. Возникает некоторый вакуум, который воспринимается как скорбь по утраченному человеку — части самого себя. Непродолжительна, легко лечится, когда клиент обращается к врачу и проходит психотерапию; 2) результат полосы жизненных поражений (старался решить поставленные проблемы, но безуспешно: либо окружающие не понимают его, либо он ощутил ограничение своих потенциальных возможностей). В то же время адаптивные механизмы взрослого человека еще отсутствуют. Прогноз тяжелый. Так, значительное число самоубийств в юности происходит не после длительного поиска альтернативных решений сложной проблемы, а вследствие мгновенного порыва. Часто последней каплей становится потеря ощущения значимости связи с родителями или с другом, неожиданной половой болезни, ранней беременности, из-за несчастной любви и т.д.
Основная опасность для больных депрессией состоит в том, что на пике болезни, в момент наибольшей тоски и отчаяния, нередко случаются попытки самоубийства. Особенно часто такие попытки возникают у больных с выраженным чувством тревоги. Ежедневно 15 человек в возрасте от 15 до 24 лет убивают себя в связи с депрессией. Приблизительно такое же количество самоубийств наблюдается в возрасте после 60 лет. Депрессия — это единственное состояние, которое влечет за собой такое количество непредвиденных смертей. Самый эффективный способ предупреждения самоубийств — раннее выявление и своевременное лечение депрессий.
Что делать, если депрессией страдает близкий Вам человек или вы сами испытываете депрессивные тенденции? Как предупредить депрессию? Как лечить депрессию? Эти и многие другие вопросы мы изучаем на классных часах (по запросу кураторов и студентов) и занятиях в студенческом общежитии на тему: «Депрессия. Как справиться с депрессией?». Также мы проводим в группах тренинги и классные часы на темы: «Конфликты. Эффективные способы разрешения конфликтов», «Снятие стресса перед экзаменом», «Снятие эмоционального напряжения», «Депрессия. Причины депрессии». Для кураторов групп проводятся лекции специалиста психиатра-суицидолога Республиканской клинической больницы на тему: «Суицид в подростково-молодёжной среде» и др.
На занятиях студенты активно принимают участие в дискуссиях на заданные темы, задают вопросы, делятся своими методами сопротивления стрессу, депрессивным тенденциям.
В рамках данных мероприятий, мы проводили тестирование по двум методикам: опроснику Бека (предназначеннному для диагностики депрессивных состояний) и Шкале депрессии Цунга (тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им.Бехтерева Г.И.Балашовой). Всего 49 студентов (1, 2, 3 курсы) приняли участие в данном исследовании, из них 44 девушки, 5 юношей.
В ходе исследования было выявлено:
I. по опроснику Бека: отсутствие депрессии (10 баллов) – 75,5%; испытуемые с легким уровнем депрессии ситуативного или невротического генеза – (10 – 25 баллов) – 22,4%; страдающие депрессией (25 баллов) – 2,1%.
II. по Шкале депрессии Цунга: состояние без депрессии (50 баллов) – 82,1%; депрессия ситуативного или невротического генеза (50 — 59 баллов) – 12,8%; субдепрессивное состояние или маскированная депрессия (60 — 69 баллов) – 5,1%; истинное депрессивное состояние (70 баллов) – не выявлено.
Тем студентам, у которых наблюдаются депрессивные тенденции, было рекомендовано обращаться к врачам, психотерапевтам, психологам, в службу экстренной психологической помощи, которая предоставляется круглосуточно по «Телефону Доверия».
Педагогом-психологом колледжа регулярно ведутся индивидуальные консультации студентов, в ходе которых студенты могут получить квалифицированную психологическую помощь и рекомендации.
Разработанные нами методические материалы по данной теме в ходе мероприятий, проводимых со студентами, позволяют расширить представление студентов о депрессии; что же делать, когда уже есть симптомы депрессии; какие можно проводить профилактические мероприятия, предотвращающие проявление повторной депрессии; можно ли самостоятельно справляться с депрессией? Если депрессия вызвана бесконечными конфликтами, нерешёнными проблемами, то, как быть в этой ситуации? Эти и другие вопросы клиентов мы помогаем решить с помощью следующих методов:
1. Моделирование поведенческих приемов. Происходит осознавание типичных ситуаций в жизни подростка, юноши (поведение, конфликта), затем проигрывание с альтернативными вариантами.
2. Методика вызывания гнева. Клиент может в работе с консультантом высказать негативные эмоции (выразить то, что в реальной жизни с клиентом и тем человеком, на кого направлен этот гнев, может никогда не произойти), это способствует снятию напряженности клиента. Также можно предложить клиенту поработать с рисунком: «Нарисовать свой гнев», и проговор клиента по рисунку: «Какие чувства вызывает рисунок? Что ты видишь?», а потом создание клиентом рисунка «Желаемого состояния».
3. Предлагается приобрести грушу или поролоновую подушку для выражения агрессивных эмоций, которые клиент будет учиться выражать дома.
4. Выяснение отсутствия или присутствия определенных ситуаций, которые способствуют увеличению частоты данного поведения у клиента. Например, подросткам (с целью улучшения результатов в учебе) рекомендуется устранить со своего рабочего стола отвлекающие стимулы и сидеть за ним только во время выполнения учебных заданий. Если подросток проживает в общежитии, то условия для спокойного приготовления уроков нет, рекомендуется готовиться к занятиям в читальном зале.
5. Исследование самооценки клиента: «Как вы воспринимаете себя? Если бы вам надо было описать кому-нибудь себя, то что бы вы сказали?» В следующем диалоге клиент и консультант пытаются выяснить, как, по мнению клиента, его воспринимают другие люди: «Как вы думаете, каким вас видят другие люди?» [7, с. 173-174, 176-177]
6. Овладение клиентами методами релаксации, медитации, дыхательной гимнастики хатха-йоги, методом «Ключ» Хасая Алиева, которые способствуют решению проблем, снятию напряженности, мышечных зажимов, улучшению настроения и физического самочувствия.
7. Поиск ресурсов и присоединение к будущему. Метод, разработанный Стивом Де-Шазером и его командой, «Чудодейственный вопрос» [6, с.100]. Клиентов просят вообразить: «Как бы пошла твоя жизнь, если бы твои проблемы чудом исчезли за ночь?», «Вообрази, что прошел год, и ты решила послать мне открытку с хорошими новостями. Что это будет за новость?», «Если бы в будущем кто-то сообщил мне о тебе хорошую новость, что бы он мне сказал?», «Предположим, твоей маме приснился однажды сон, в котором вы были бы счастливы и жили прекрасно. Какой бы это был сон?», Если представить себе, что твоя жизнь – это роман, а его следующая глава – счастливая, что в ней произойдет?»
8. Клиенту предлагается овладение методами самоконтроля, самонаблюдения: «Что чувствую сейчас? Что делаю для того, чтобы это сейчас происходило? Что можно сделать, чтобы это изменилось?»; самоподкрепления и наблюдение за ситуацией и людьми, которые тебя окружают. Такое «исследование» клиента помогает ему осознавать: «Если я поступаю так, другие реагируют – так, а если я буду поступать иначе…, то…»[3, с.163-172].
9. Использование техники работы с ощущениями (психокатализ) из книги Ермошина А. «Вещи в теле» [1, с.40-47].
10. Тренировка навыков самоинструкции.
1) Подготовка к столкновению со стрессором. «Я смогу разработать план, чтобы справиться с этим». «Это легко сделать. Помни о чувстве юмора».
2) Реагирование во время провокации. «Пока я сохраняю спокойствие, я контролирую ситуацию». «Беспокойство не поможет мне в этой ситуации. Я спокоен».
3) Отражение опыта. а) Когда конфликт неразрешим: «Забудь о трудностях. Думать об этом — только разрушать себя». б) Когда конфликт разрешен или удалось справиться с ситуацией: «Это оказалось не так страшно, как я думал». [4, с.175-205].
11. Ведение дневника. Клиента просят записывать все, что происходит. Такие записи позволяют оценить, что запускает нежелательное поведение. Также подобная практика – ведение дневника – уменьшает проблемное поведение, снижает напряженность клиента. Клиент узнает себя, собственные мысли, чувства и действия в проблемных ситуациях [3, с.175].
12. Клиента просят просить себя: «Какой урок я могу извлечь из этой ситуации, чтобы быть подготовленным к аналогичным случаям в будущем? Как я могу приобрести уверенность в себе, если столкнусь с подобным случаем снова?»
Предложенные нами методы помогают студентам освободиться от отрицательных эмоций, поскольку они учатся поступать грамотно в аналогичных проблемных ситуациях, улучшается их самочувствие.

О.С. Чеховская
(Российская Федерация, г.Уфа)

Литература:
1. Ермошин А. Вещи в теле: Психотерапевтических метод работы с ощущениями. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 320 с.– (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 72).
2. Зарубин М.М. Практические советы психолога. – Ростов на Дону, Феникс, 2006. – 137с.
3. Кулаков С.А. На приеме у психолога – подросток: Пособие для практических психологов. – СПб.: ИЗд-во РГПУ им А.И.Герцена; Издательство «СОЮЗ», 2001. – [Серия «Практическая психология»]. – 350 с.
4. Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. – СПб.: Речь, 2004, – 321с.
5. Психологический словарь /Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 2001. – 440 с.
6. Фурман Б., Ахола Т. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение. – СПб.: «Речь», 2001. – 160 с.
7. Чепмен А., Чепмен-Сантана М. Проблемно-ориентированная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001. – 240с.: ил.– (Серия «Практикум по психотерапии»).